Автомобильные масла и классификация

  • ACEA E7: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в тяжёлых условиях, с большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей без сажевого фильтра, большинства двигателей с EGR и большинства двигателей с SCR.
  • ACEA E9: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств.

Автомобильные масла и их классификация

Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).

Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:

  • буква S («Service») – бензиновые моторы;
  • С («Commercial») – дизельные.

Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.

Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.

Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт.

Автомобильные масла классификация

Обладают пониженной зольностью и содержанием фосфора, что повышает эксплуатационный срок фильтров и экономит топливо;

  • C2, продукция с теми же характеристиками, что и C1, но подходящая для транспорта с мотором, где возможно применение снижающей трение смазки;
  • ACEA C3, для экологичных моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и агрегатами нейтрализации;
  • C4 – масла для силовых агрегатов, соответствующих повышенным требованиям Euro для выхлопов и требующих пониженной концентрация фосфора, золы и серы.

Рекомендации ↑

Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного материала?

О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции.

Автомобильные масла виды классификация назначение

Подходят далеко не всем автомобилям;

  • A3/B3 – серия, стойкая к механическому разрушению и использующаяся в форсированных моторах, а также в обычных двигателях при превышении интервала замены масел или эксплуатации в тяжёлых условиях (например, постоянных поездках);
  • ACEA A3/B4, для моторов высокой мощности с системой непосредственного впрыска;
  • A5/B5 – продукт для высокопроизводительных силовых агрегатов, где допускается применение снижающих вязкость масел.
  • ACEA С1, стойкие к разрушению и используемые в машинах с трёхкомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами.

Моторные масла и их классификация


Инфоinfo
Так, масла группы «Е» были предназначены для малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смазки, работающих на топливе с большим содержанием серы.

Всего ГОСТом 1972 года было предусмотрено 19 марок масел, однако значительная часть данной номенклатуры осталась невостребованной. Поэтому в дополнение к нему был принят ГОСТ 10541-78 «Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей.


Технические условия», формально заменивший ГОСТ 10541-63. В этом документе были напрямую заданы технические условия на наиболее ходовые марки реально выпускавшихся на тот момент советских моторных масел для карбюраторных двигателей — М8А, М8Б1, М8В1, М8Г1, М-6з/10Г1 и М12Г1.

Моторные масла виды и классификация

В первой половине дроби указана зимняя марка смазки, во второй половине дроби – летняя марка.Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу Класс Величина кинематической вязкости при +100° Параметр кинематической вязкости при -18°, не более мм.кв/см Наименьшая Наибольшая 3з 3.6 — 1200 4з 4.0 — 2500 5з 5.4 — 6200 6з 5.5 — 10300 6 5.7 7.2 8 7.2 9.2 10 9.2 11.3 12 11.3 12.2 14 12.2 14.2 16 14.2 16.2 20 16.2 21.5 24 21.5 26.5 3З/8 7.2 9.2 1200 4З/6 5.5 7.2 2500 4З/8 7.2 9.2 2500 4З/10 9.2 11.8 2500 5З/10 9.2 11.8 6200 5З/12 11.8 12.8 6200 5З/14 12.8 14.8 6200 6З/10 9.2 11.8 10500 6З/14 12.8 14.8 10500 6З/16 14.8 16.2 10500 Классы масел разделены на шесть эксплуатационных групп Группа Условия применения A Обычные бензиновые и дизельные силовые установки.

Моторные масла классификация

При этом поддерживаются определённые значения температуры головки и середины цилиндра, а также самого масла. Ёмкость масляного картера такого двигателя — 250 мл. Испытание по способу ПЗВ проводится в течение 2 часов, по его итогам производится оценка количества лаковых отложений на поршне в баллах в соответствии с эталонной шкалой, состоящей из эталонов с различной степенью покрытия лаковыми отложениями.
0 баллов соответствуют совершенно чистому поршню, 6 баллов — имеющему максимальное покрытие лаковыми отложениями. Точность методики — порядка 0,5 балла. Дальнейшее уточнение результатов осуществляется моторным методом.

За рубежом Макки и Фритцем была разработана методика лабораторной оценки моющих свойств моторных масел.

Моторные масла классификация по sae

Вниманиеattention
SAE/API, однако все они являются крайне устаревшими — даже наивысшая из предусмотренных ГОСТом группа «Е» соответствует лишь категории API SG, введённой в 1988 году и давно уже потерявшей актуальность. Более современные категории масел по API, SH — SN, аналогов по ГОСТу не имеют, соответственно — мало-мальски современные масла по нему не могут не только выпускаться, но и даже маркироваться.

Как результат, использование данной классификации сводится к очень узкой области — масла для грузовых автомобилей старых моделей, разработанных ещё в советские годы, сезонные масла для сельхозтехники отечественного производства, и так далее.

Классификация по химическому составу основы[править | править код]

В зависимости от химического состава и способа получения основы, смазочные масла делятся на две большие группы — минеральные (нефтяные) и синтетические.

Моторные масла классификация маркировка

В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.Категория S Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков.
Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел. Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве. Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел. Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам. Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя.

Моторные масла классификация по api

ГОСТу масло М8А стало аналогично старому АС-8 / М8Б и содержало в своём составе присадки ВНИИ НП-360 и АзНИИ-ЦИАТИМ-1.

Масла для дизельных моторов марок М-8В2, М-10В2, М-8Г2, М-10Г2, М8Г2К и М-10Г2К выпускались по ГОСТ 8581-78 (буква «К» означает «КамАЗ», эти масла «повышенного качества» разрабатывались специально для автомобилей данной марки, также использовались на автобусах «Икарус»).

Наряду с этим, множество моторных масел выпускалось по отраслевым ТУ — в частности, масла марок М-8ГИ, М-10ГИ и М-12ГИ по ТУ 38-101-48-70 и ТУ 38-101-48-75 (буква «И» указывала на то, что в их составе использовались импортные присадки), масло для северных условий эксплуатации АСЗп-10 по ТУ 38-101-267-72, и другие.

С 1 января 1987 года взамен ГОСТ 17479-72 была введена в оборот новая редакция стандарта, ГОСТ 17479.1-85.

Моторные масла классификация по вязкости

Важноimportant
Предназначен для современных дизельных агрегатов;

  • CH-4, применяется в четырёхтактных двигателях, работающих в высокоскоростных режимах;
  • API CG-4, рекомендуемый для грузовиков и автобусов;
  • CF-2 – смазки для двухтактных двигателей;
  • API CF-4, для моторов, выпускаемых с 1990 года.

Классификация масел по ACEA ↑

ACEA представляет собой ассоциацию европейских автопроизводителей, выдвигающих особые требования к экологической составляющей использования масел. В её состав входят такие известные компании как БМВ, «Даймлер», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Фольксваген», «Тойота» и «Форд».


Поэтому, покупая один из автомобилей этой марки, вы можете столкнуться с требованием пользоваться конкретным видом смазки.

Классификация моторных масел, действующая на сегодняшний день, создана ACEA ещё в 2004 году.

Автомобильные масла и классификация

С моющей присадкой даже масла сравнительно низкого качества дают лакообразование не более 2…2,5 баллов, а хорошо очищенные (например, авиационное МК-22 с присадкам НАКС или Santilube-110) — 0,5…1 балл и менее, то есть, поршень остаётся практически чистым. При моторных испытаниях на двигателе ГАЗ-51 (тихоходном и малосклонном к образованию отложений), масло АС-9,5 (средневязкое селективной очистки без присадок) давало лакообразование в 3 балла, то же масло с добавлением моющей присадки — 2…2,5 балла, а с многофункциональной присадкой — не более 1 балла, при этом полностью сохранялась подвижность маслосъёмных колец.

В большинстве случаев на рынок поставляются не одиночные присадки, а готовые композиции, или пакеты, присадок (additive packages), состав которых гарантирует отсутствие антагонистического эффекта между отдельными составляющими пакета.

И, имея в своём распоряжении старую машину, стоит обращать внимание на обе маркировки.

Обозначения в классах АСЕА нужны для того, чтобы определить, к какому двигателю они лучше подходят. На сегодняшний день таких категорий всего три:

  • А/В – для дизельных и бензиновых агрегатов легкового транспорта (A – для моторов, работающих на бензине, B – для дизтоплива);
  • С – новый класс по ACEA, предназначенный для автомобилей, созданных для соответствия самым последним нормам по выхлопам Euro-4 и более поздних редакций;
  • Е – масла для тяжелого транспорта.

Если расписать смазки по категориям, которые могут встретиться водителю обычного легкового авто, стоит отметить следующие классы:

  • ACEA A1/B1, для автомобилей с возможностью использования смазочных материалов, снижающих трение и масловязких при высоких скоростях сдвига и температурах.

Только вместо буквы «W» (зима) пишется русская «З».

Выбираем грамотно

Чтобы грамотно выбрать моторное масло, помимо маркеровочных обозначений/температурных критериев эксплуатации автомобиля нужно придерживаться дополнительных критериев:

  • для нового мотора, не выработавшего четверти от заявленного ресурса надо выбирать масло 5W30 /10W30 (SAE);
  • двигатель со среднем наработанным ресурсом (25-75%) более лоялен. Для него можно выбирать моторное масло типа 15W40/5W30/10W30 –зимняя эксплуатация.

    Универсальная эксплуатация: 5W40;

  • отработанный ресурс – 75% и более. Рекомендовано выбирать 15W40 /20W40 (SAE) – лето. Зимняя эксплуатация: 5W40 /SAE 10W40 (SAE). Универсальная: 5W40 (SAE).

И помните: заливайте масло в двигатель только от проверенного производителя – так мотор прослужит долго, и не доставит неприятностей.

Наиболее вязкий автол 18 использовался в тракторных двигателях.

С 1950-х годов наряду с автолами выпускались моторные масла селективной очистки, при примерно тех же характеристиках, что и у автолов, обладавшие более высоким качеством. Кроме того, для смазывания автомобильных двигателей широко применялись масла общего назначения (для которых существовала своя классификация по вязкости, не совпадающая с таковой для моторных масел) — в первую очередь машинное СУ, оно же — Индустриальное-50 (аналог автола 6), тоже имевшее по сравнению с автолами более высокое качество, а также авиационные масла МС, МК, МЗС и другие (аналоги более вязких автолов 10 и 18, а при разведении маловязкими маслами с успехом заменявшие и другие марки автолов).

Минеральные масла без присадок допускали смешивание друг с другом практически без ограничений.

Лаковые отложения нарушают теплоотвод от деталей поршневой группы, приводя к их перегреву и пригоранию поршневых колец, вызывающему падение компрессии, а в дизеле — затруднённый пуск вплоть до полной невозможности запуска. При работе на маслах без моющих присадок цвет лаковых отложений тёмно-коричневый до чёрного, при большой интенсивности лакообразования (4-6 баллов).

Масла с моющими присадками могут оставлять умеренное количество светло-коричневого лака (1-2 балла), а при определённых условиях и полностью предотвращают лакообразование (0-1 балл).

В картере двигателя температура обычно составляет порядка 50…100 °C, при этом масло практически не повергается окислению.

Изначально было предусмотрено восемь категорий масел: четыре для бензиновых моторов — SA, SB, SC и SD, и четыре для дизелей — CA, CB, CC и CD. Масла категории SA не содержали присадок, они соответствовали старым маслам ML «для лёгких условий эксплуатации» и были предназначены для моторов совсем старых выпусков (1920-х — 1940-х годов).

Масла категории SB соответствовали старым маслам с присадкой категории MM и рекомендовались для двигателей выпуска до середины 1960-х годов. Категория SC соответствовала MS в редакции от 1964 года, а SD — от 1968, эти масла предназначались для наиболее современных на тот момент двигателей, выпущенных соответственно до и после 1967 года.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *