Как вольтер видел гос устройство

По словам философа, свобода «состоит в том, чтобы зависеть только от законов».[40] Именно закон, по его мнению, должен быть единственным регулятором общественных отношений, которому обязаны подчиняться как простые граждане, так и короли и клир («Человеческое общество, коим управляет произвол, похоже совершенно на стадо подъяремных волов, работающих на хозяина»[41]). Кто является источником закона? Этот вопрос не имеет однозначного ответа в историографии. Некоторые историки полагали, что Вольтер отрицал идею общественного договора, считая государство исключительно следствием насилия и подчинения одних другим.[42] Наши источники также не позволяют что-либо утверждать однозначно. Тем не менее, они дают свидетельства того, что Вольтер рефлектировал по поводу идеи общественного договора.


Произведения в полном издании Моланда (1878–1885) составляют 52 тома.

Государство: Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на власть, а ставила лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться скромной программой просвещенного абсолютизма.

Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти.

Он считал, что все последствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью.
Стоит только устранить невежество, суеверие, фанатизм – и все пойдет на лад.

Как вольтер видел гос устройство

Эти обязанности распространяются на весь человеческий род, который образует собой самое широкое общение.

Международное право. Философ пытается на основании этого вывода установить принципы международного права, утверждая, что все народы связаны друг с другом законом справедливости, воспрещающим им нападать друг на друга.

Из принципа справедливости вытекают требования человеколюбия, сострадания, благотворительности и прочие добродетели. Совокупность этих требований составляет естественное право, основание которого лежит в природе.

Из естественных прав наиболее священными являются свобода, собственность и безопасность.

Мыслитель считает, что установление общности имущества неразумно и противоречит человеческой природе.
Неравенство среди людей, по П.-А. Гольбаху, явление вполне естественное, так как проистекает из различия между ними.

Мабли делает заключение о неправомерности наследственной или даже пожизненной власти. Он высказывается за демократический строй, за передачу государственной власти должностным лицам лишь на определенный срок.

Он – сторонник народоправства, но вместе с тем приемлет и доктрину разделения властей, придавая ей, однако, иное значение и содержание, чем то, какое она имела у Ш.Л.

Вниманиеattention
Монтескье. Он выступает решительным противником прерогативы короля и, помимо разделения законодательной и исполнительной властей, считает необходимым осуществить разделение исполнительной власти на различные отрасли. Нельзя сохранить политическую свободу, полагает он, не учреждая столько разрядов различных должностных лиц, сколько общество имеет различных потребностей.

За каждым должностным лицом должен быть установлен узкий круг полномочий. В этом смысле разделение исполнительной власти Г.Б.

Взгляды Вольтера на человека, религию и государство

Мировоззрение Вольтера сформировалось в молодые годы, когда он был в изгнании, в Англии, и, потом, эти его жизненные правила уже никогда не менялись, до самых последних дней.

Размышления Вольтера о человеке, о религии, о государстве представляют большой интерес, как с точки зрения характеристики его- как личности, так и точки зрения анализа и изучения общественных отношений.

Вольтер о человеке.

Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах», а соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни. Наше самолюбие «подсказывает нам уважение к самолюбию других людей.

Важноimportant
Повиновение должно быть разумно и добровольно.

Он доказывает, что государственная власть существовала всегда и первое, самое примитивное ее проявление – власть отца в семье.

Основанием государства мыслитель считает договор, под которым понимает совокупность явных или подразумеваемых условий, связывающих людей в общество. Это – законы общежития, которым должны подчиняться все люди, так как индивидуум не может ничего требовать от других, не доставляя им со своей стороны никаких выгод.


Это предписывается законом самой природы, и выполнение этого требования необходимо для человеческого счастья.

Из этого понятия общественного договора П.-А. Гольбах выводит все добродетели, в основе которых лежит справедливость. Мы должны делать для других то, что желаем получить от них. Поэтому требуется уважение к чужим правам и к чужой свободе.

Вольтер разделяет людей на два класса: «жертвующим своим себялюбием благу общества» и «полный сброд, влюблённый лишь в самого себя».

Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что «человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе», для человека «характерна и естественная благожелательность, не замеченная у животных»

Однако, часто у человека любовь к себе сильнее доброжелательности, но, в конце концов, наличие у животных разума весьма сомнительно, а именно «эти его (Бога) дары: разум, любовь к себе, доброжелательство к особям нашего вида, потребности страсти суть средств, с помощью коих мы учредили общество».

Вольтер о религии.

Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма.

Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. »

Инфоinfo
Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло». Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии.


Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества.

При отсутствии родных у наследодателя он предлагает делить наследство между неимущими.

Большое значение Г. Б. де Мабли придает аграрным законам, призванным ограничивать размеры земельных владений.

После переворота 9 термидора[1] идеи утопического социализма отразились в революционном выступлении, выражавшем интересы и настроения французского предпролетариата.
Это выступление известно под именем «Заговора во имя равных» и связано с именем Франсуа Моэля, или, как он сам себя называл, Гракха Бабёфа (1760–1797 гг.).

Родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса.

О последней он говорит: «Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников».[46] Для обеспечения гарантии безопасности человеческой свободы Вольтер отстаивает право на свободу слова и гласность. Развитие свободы слова должно повлечь за собой и укрепление общественного мнения, которое, в свою очередь, и будет защищать свои же собственные интересы и не допустит возвращения деспотизма. «У нас [в Англии] каждый может на свой страх и риск писать то, что он думает; это единственный способ разговаривать с нацией. Если она находит, что вы говорили глупо, она вас освистывает; мятежно – она вас наказывает… Нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свою мысль».[47] Помимо всего прочего, свобода слова могла помочь обеспечить успех просвещения народных масс.
Также философ высказывался за поддержку свободной экономической конкуренции, которая могла бы стать своеобразным двигателем в развитии производства. Была и ещё одна причина, по которой Вольтер выступал за сохранение имущественного неравенства. Поддерживая оное, давая людям возможность обогащаться (в первую очередь — за счёт развития промышленности), можно было разрушить существовавшие сословные барьеры и предрассудки, а также – поколебать положение церкви («…не смешное ли это варварство, если человека…встречают вопросом: «А какую религию исповедуете вы, сударь?» Золото и серебро, промышленность, таланты не исповедуют никакой религии»[60]). Признавая право человека на обогащение, разделяя мысль о поддержке торговли промышленности, Вольтер, вместе с тем, считал, что разум должен сопутствовать человеку и в этих сферах деятельности.

Существуют общие причины как морального, так и физического характера, которые управляют судьбой государств. Даже если есть повод, то должна быть причина.

Факторы, которые управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи.

Сгруппировать можно на физические, которые имеют значение в состоянии дикости, моральные – нравы, обычаи, экономические отношения, юридические законы и формы правления, которые получают значение потом. Они зависят от духа народа и не могут им противоречить.

Законодатель должен сообразовываться с народным духом.

Причины происхождения государства – близок к Аристотелю, Гроцию, Локку, оппонент Гоббса.

Люди изначально связаны между собой в общество.

Нередки были высказывания о неизбежности революции, но господствовало убеждение, что бунт непросвещенного народа

способен породить тиранию.

  1. Франсуа Мари Вольтер о государстве и праве

Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — французский писатель и философ. Вольтер выступил с радикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тирании и несправедливости существующих законов.

Вольтер родился в семье парижского нотариуса.

Учился в аристократическом

иезуитском колледже.Свой творческий путь Вольтер начал с написания обличительных стихотворений, которые в 1717 г. привели его на одиннадцать месяцев в Бастилию. В начале 1726 г., после нового заключения в Бастилию, Вольтер был выслан

из Франции и в течение двух лет жил в Англии.

План

  1. Понятие и характерные черты эпохи Просвещения
  2. Политические и правовые взгляды Вольтера
  3. Политические и правовые идеи Ш.Л. Монтескье
  4. Политические и правовые концепции Ж.-Ж. Руссо
  5. Политические и правовые идеи П.-А. Гольбаха, К. А. Гельвеция и Д. Дидро
  6. Политические и правовые идеи французских утопических коммунистов. Ж. Мелье. Э. Г. Морелли. Г. Мабли. «Заговор во имя равенства» Г. Бабёфа

1.Понятие и характерные черты эпохи Просвещения

Мировоззрение, в основе которого лежала идея «общественного договора» и «естественного права» окончательно сложилось в Европе в XVIII в., в эпоху Просвещения.

Просвещение – культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли разума в жизни человека и общества.

Эти законы утверждают необходимость собственности, защиту личности, свободу мысли, безопасность, необходимость наказания тех, кто нарушает эти права.

К. А. Гельвеций считает, что имеются неизменные законы, без которых общество не может существовать. Таковы именно основные законы собственности.

Главные принципы этики Гельвеция: 1) единственным мотивом всех человеческих поступков является эгоистический интерес; 2) эгоизм выступает как первичный фактор даже в поступках чисто морального свойства; 3) критерием моральности поступка является его полезность для общества; 4) законодательство и воспитание служат приведению в гармонию, посредством вознаграждений и наказаний, индивидуального эгоизма и общественного блага.

Взгляды Дени Дидро (1713–1784 гг.) родился в Лангре (Шампань), в семье ножовщика.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *