Вч в село жолчино рязанская область

Итак, вам известно, когда возникла выдумка о Наталье Кирилловне, выросшей якобы на рязанской земле? — Побасенка о сусальной царице Наталье и добродетелях ее непорядочных родственников родилась в годы яростной борьбы за власть, развернувшейся между сторонниками царевны Софьи и кланом Нарышкиных после смерти царя Алексея Михайловича 29января 1676 года. Софью поддерживала родня первой жены «тишайшего» Марии Ильиничны, по отцу Милославской, Наталью Кирилловну и ее сына Петра Алексеевича – хитроумный боярин Артемон Сергеевич Матвеев (1625-1682), выдавший ее 21 января 1671 года за овдовевшего Алексея Михайловича. После гибели Матвеева от рук стрельцов серым кардиналом Натальи Кирилловны стал князь Борис Алексеевич Голицын (1654-1714), разыгрывавший, как и Матвеев,со6ственную сложную партию. Подобно предшественнику и Наталье Кирилловне, он почитал иноземцев.

  • Рязанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года, Санктпетербург, 1862, стр. 11
  • Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 год. Статистические сведения Рязанской губернии на 1866 год. Об училищах, находящихся на попечении духовенства в селах и городах, Рязань, 1868, стр.
    196 — 197
  • Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 год. Статистические сведения Рязанской губернии на 1866 год. Списки населенных мест Рязанской губернии, Рязань, 1868, с. 296 — 297
  • Календарь Рязанской губернии на 1905 год. Рязань, 1905, с. 387
  • Населенные места Рязанской губернии, Рязань, 1906, стр.
    с.

Вч в село жолчино рязанская область


Без него и Матвеева Наталья Кирилловна практически ничего не значила. По отзыву князя Бориса Куракина, «сия принцесса доброго темпераменту, добродетельного, токмо не была ни прилежная и ни искусная в делах и ума легкого».

Спустя пару веков побасенка аукнулась вычурной легендой о детстве царицы, выбившейся благодаря случаю и добронравию «из грязи в князи». Легенда возникла накануне эмансипации крестьян, когда краеведение среди образованцев и полуинтеллигентов было так же модно, как в 50-80-е годы прошлого столетия.
Родиной легенды можно считать михайловское село Старое Киркино, набитое мелкопоместными дворянами, как коммунальная квартира насельниками. Среди семидесяти киркинских землевладельцев числился боярин Кирилл Полиевктович (Полуектович) Нарышкин (1623-1691), приобретший в 1681 году (!) часть тамошних земель у рязанца Исая Маркова.


Важноimportant
Олешне, было, кажется, моложе Жолчина.

Название его объясняет топонимист Г. П. Смолицкая, рассказывая о его тезке в Московской области. «Первое впечатление связывает его с мужским именем Алеша. Однако это не так. Как свидетельствуют исторические документы ХѴІ-ХѴІІ веков, поселение возникло около болота, точнее, низменного сырого места, заросшего ольхой.


Такие места, как своеобразный тип болота, назывались олех или ольха… Поселение, возникшее около ольха, получило название Олешня»…

— Кто был хозяином села Алешни в ХѴІ-ХѴІІ веках? — В Алешне в конце XVI столетия хозяйничали Ромашка Ивантин, Гришка Рогозин и семь Денисьевых, с которыми породнились в XVII веке Степан Семенович Вердеревский и комнатный стольник Иван Иванович Нарышкин (1668-1735) — по родословной Александра Васильчикова, потомок великолуцкого воеводы Ивана Ивановича Нарышкина в шестом колене.

Инфоinfo
Только непросвещенная публика проглатывает такую чушь. Как доказывает история человечества, обман — «самый вредоносный из всех ядов» (Марк Блок). Свидетельство тому — судьба нашей несчастной страны.

Нарышкинскую легенду я опроверг в книге «Быль и небылицы», которую намерен вскоре опубликовать.

Там же разбиты романовская легенда, бытовавшая в городе Скопине, и выдумка о поместье Николая Адриановича Дивова, существовавшем на месте научно-исследовательского института коневодства. При случае я расскажу о Дивове читателям «Приокской нови»… Происхождение названия населенного пункта на сегодняшний день неизвестно.


Не исключено, что в его основе лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Косвенным аргументом в пользу данной версии могут служить названия близлежащих населенных пунктов: с. Бахмачеево, д. Маточкино, д.

Согласно же родословной росписи, составленной его потомками, его предком был кузен воеводы Иосиф Тимофеевич Нарышкин, получивший в 1578 году жалованную грамоту на свои рязанские поместья. Я склонен верить последнему документу, апробированному Рязанским Дворянским Депутатским Собранием в 1830 году. Он свидетельствует, что отец царицы был пятиюродным братом деда стольника Ивана Ивановича.

Этот дед, тоже Иван Иванович, был женат на Пелагии (в иночестве Параскева). Он — внук Иосифа Тимофеевича Нарышкина. Чин его — комнатный стольник. Младший Иван Иванович был женат в первом браке на Параскеве Онуфриевне Денисьевой. Она принесла ему в приданое село Алешню, где в 1722 году за ним числились 182 тяглеца. Второю его супругой была Анастасия Александровна Милославская (ум. 26.01.1773).

Его координаты:N 54°38′9.86″ E 39°26′21.16″ …

Когда-то в этой местности находилось две усадьбы: одна принадлежала роду Протасовых, а другая — Лошаковым….

Сегодня здесь, рядом с заброшенным кладбищем

находится масса руин различных зданий…

Чья это была усадьба — не ясно…

Вроде бы в непосредственной близости с кладбищем раньше стояла церковь, которая была построена на средства Нарышкиных…

Возможно это ее остатки…

В стороне возвышаются руины явно усадебного здания…

Направляемся в его сторону….

Эти несовершенные родословия и другие опубликованные документы свидетельствуют, что внуком вышеупомянутого великолуцкого воеводы Ивана Ивановича, погибшего под Казанью осенью 1552 года, был тарусский дворянин Полиевкт (Полуект) Иванович Нарышкин, павший под Смоленском в 1633 году, когда его сыну Кириллу минуло десять лет, Кирилл и его брат Федор (ум. 1676) начали восхождение к чинам, власти, богатству в 1655 году, когда были внесены в жилецкий список. Сие означало, что братья попали в ряды двух тысяч молодых уездных дворян, находящихся при государе на воинской службе. В 1658 году они стали стряпчими рейтарского строя, то есть командирами регулярных войск, заведенных в 1630 году. Стряпчих насчитывалось около тысячи. Они предназначались для сопровождения царя и посылок. Следовательно, находились в Москве. К тому времени Кирилл был женат на Анне Леонтьевне Леонтьевой (ум.
Отсюда и появилось название села Желчино.

В качестве сельца упоминается в платежных книгах 1628 года, где значится вотчиной Мельгунова.

С 1778 года — в границе Рязанского уезда Рязанского наместничества (с 1796 года — Рязанской губернии).

В 1846 году здесь было открыто мужское народное училище, наставником в нем был пономарь. Размещалось оно в доме наставника и в 1866 году в нем обучалось 5 человек.

В 1862 году было открыто еще одно мужское училище, содержавшееся на средства местного священника, который был в нем наставником, и располагавшееся в его доме (12 учащихся в 1866 году).

В статистике 1866 года Жолчино значится селом временнообязанных крестьян. В это время оно носило статус волостного центра.

В начале XX века близ села находились владельческие усадьбы Тверской и Дубянского, поселок церквного причта.

Вниманиеattention
Софьи, боровшейся против Натальи Кирилловны и ее сына. Родительница ее — Софья Алексеевна, рожденная Соковнина. Отцом ее был окольничий, «капитонской ереси раскольник» Алексей Прокофьевич Соковнин, казненный 4 марта 1697 года вместе с Иваном Елисеевичем Цыклером.

Они обвинялись в «заговоре» на жизнь царя Пегра Алексеевича. Сёстры Алексея Прокофьевича — упорные староверки, приятельницы протопопа Аввакума, боярыня Феодора Морозова и княгиня Евдокия Урусова, представленные на картине Василия Сурикова.

В 1718 году Иван Иванович Нарышкин был арестован по делу царевича Алексея, однако избежал казни — может быть, благодаря своей фамилии…

— Выходит, алешинские Нарышкины не принадлежали к сторонникам Петра I, хотя открыто против него не выступали: они оправдывают пословицу: из одной клетки, да не равны детки.

По кончине Ивана Ивановича Алёшню наследовал его сын Иван (ум.

Некоторые легенды о приезде Натальи Кирилловны даже дополняются тем, что она якобы приезжала не одна, а с маленьким Петром. Отдел культуры администрации Рыбновского района и Рыбновский краеведческий музей выпустили буклет «Мать Петра I» с компилятивным рассказом о царице Наталье Кирилловне, рожденной Нарышкиной (22.08.1651-25.01.1694). Издание приурочено к 350-летию со дня рождения царицы.
В нем утверждается, что Нарышкина родилась в деревне Алешне – ныне селе Рыбновского района.

— Вымысел, небылица, враки! -так резко отрецензировал буклет писатель-историк, генеалог, научный сотрудник есенинского музея Евгений Крупин, побеседовавший с сотрудником нашей газеты.

Известно, что он увлекался историей, любил живопись и был верующим человеком, дружившим с церковным писателем Е. Поселянином — дворянином Евгением Николаевичем Погожевым. Последний недавно канонизирован как новомученик. Он расстрелян ленинградскими чекистами в 1931 году. Его перу принадлежит, в частности, житие преподобного Серафима Саровского, впервые опубликованное во второй половине 1902 года. Осенью 1909 года Поселянин побывал в Алешне и Жолчине, где написал и обработал легенду о «жолчинской черничке» Наталье Кирилловне. В 1910 году легенда появилась в первых номерах «Сборника «Русского Чтения» при газете «Русское Чтение».
Затем она была издана брошюрой большого формата, украшенной множеством иллюстраций, в том числе видами Жолчина и Алешни. Брошюра называется «Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) и ее родовое гнездо. Историческая быль».

Их поместья и вотчины находились в деревне Бакеевке на речке Воронке Окологородного стана, а также в Старорязанском и Каменском станах — в селе Большом Березовом и деревне Куркиной, Судниках тож, на реке Обеденке. Желающих познакомиться с их владениями отсылаю к изданию «Писцовые книги Рязанского края XVI и XVII веков». Это издание можно найти в каждой солидной рязанской библиотеке.

Тот, кто внимательно прочитает сведения о землях рязанских Нарышкиных, должен понять, что Наталья Кирилловна к рязанским краям отношения не имеет. Одновременно следует полистать родословную роспись Нарышкиных. К примеру, составленную Александром Васильчиковым в январе 1871 года.

Она напечатана во втором томе журнала «Русский архив» за тот же год. Можно воспользоваться еще «Историей родов русского дворянства», составленной П. Н. Петровым. Последняя переиздана в недавние годы.
Так движутся все легенды, удачно пущенные в оборот. Остановить их победное шествие очень трудно. Пример тому — легенда о тверских «просветителях» Раменских, созданная бывшим учителем Антонином Ивановичем Раменским в 1960-е годы. Она убедительно опровергнута в 1986 году, но некоторые верят в нее до сих пор. Красивые выдумки люди предпочитают тьме низких, непривлекательных истин. Поэтому таким успехом пользуются любовные романы и «мыльные оперы». Наша природа замешана на грехе начинателей человечества, потянувшихся за привлекательным яблоком.

— Был ли в действительности род Нарышкиных связан с Рязанской землей? Мог ли отец царицы жить в рязанских краях? — Пращуром Нарышкиных был крымский татарин Мордка Курбат, прозванный Нарышкой Нарышиным. Его прозвище можно перевести на нынешний язык как Рыгач Отрыгалович.

Названные князья дети Эммануила Васильевича Голицына, женатого в первом браке на Анастасии Михайловне Судиенко, во втором — на Екатерине Николаевне Гордеевой. К слову молвить, князья Голицыны, происходившие из четвертого ветви рода, владели значительной частью села Константинова, прославившегося, как родина поэта Есенина. Константиновские угодья достались им от Семена Кирилловича Нарышкина (1710-1775), чья сестра Татьяна (1704-1757) была замужем за князем Михаилом Михайловичем Голицыным — младшим.

Родители Семёна Кирилловича и Татьяны — ближний кравчий Кирилл Алексеевич Нарышкин и Наталья Яковлевна, в девичестве княжна Мышецкая. Кирилл Алексеевич был первым комендантом Санкт-Петербурга, Нарвы и Дерпта. Константиновские и алешинские Нарышкины — отпрыски одной ветви.

От князя Александра Михайловича Голицына, являвшегося племянником Семена Кирилловича Нарышкина, константиновское поместье перешло к его родственнице, княгине Екатерине Александровне Долгорукой, а от нее — к Александру и Василию Дмитриевичам Олсуфьевым, достойным особого повествования. Достаточно сказать, что они — приятели Александра Пушкина. Константиново, как и Алешня, попало к Нарышкиным благодаря женщинам. Наталья Яковлевна Нарышкина наследовала его от матери, княгини Феодоры Мышецкой, связанной родством с дворянами Блудовыми. В 1720 году Кирилл Алексеевич Нарышкин приобрел у них прилегающие к Константинову земли…

— Следует подвести итоги Вашего рассказа. Итак… — Родительница Петра Великого к Рязанской земле отношения не имеет. Сложенная о ней легенда — обман чистейшей воды. Мотивы обмана сгинули вместе с творцами легенды, верившими, похоже, в собственную болтовню.

Марии Алексеевне Таракановой(ум. 1782). Вторым ее мужем был князь Иван Петрович Оболенский. Следующим хозяином села стал надворный советник Дмитрий Иванович Нарышкин, появившийся на свет в год смерти отца (1758 — ок. 1795). В браке с княжной Парасксвой Николаевной Долгоруковой (1748-1833) он прижил детей Анну, Марию, Ивана, Александру, Параскеву, Николая, Дмитрия.

В 1795 году Параскева Николаевна возвела в Алешне каменный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя с Успенским приделом. Тогда же, видимо, был построен двухэтажный усадебный дом, спроектированный, вероятно, московским, а не заезжим французским зодчим. Фасад и парадные комнаты дома были украшены фресками.

Дом окружили оранжереи, дубовые и липовые аллеи, фруктовые сады, розарии. Параскева Николаевна и ее супруг покоились на кладбище рязанского Троицкого монастыря, где их надгробия были полуразрушены ужек 1913 году.
У него росли дочь Наталья, появившаяся на свет 22 августа 1651 года, и сын Федор, родившийся в 1658 году. Детей, родившихся между Натальей и Федором, Нарышкины потеряли, по-видимому, во время московских моровых поветрий 1654-56 годов. В переводе с латинского имя Наталия означает «природная». Имя ее отца, пришедшее из Персии, значит «солнце». Родители девочки, вероятно, хотели, чтобы имя и отчество дочери образовали символическую пару. Наталья была крещена 26 августа, в день памяти святых великомучеников Адриана и Наталии, пострадавших в 305-311 годах. Возможно, ее восприемником от купели был Артемон Матвеев. Это, как говорится, к сведению. В 1663 году Кирилл Полиектович сделался ротмистром в полку новонабранных рейтар, которыми командовал думный дворянин Артемон Сергеевич Матвсев.

Кроме алешинских мужиков, Дмитрий Дмитриевич владел одной тысячей двумястами пятьюдесятью девятью душами в Рязанской и Ярославской губерниях. Жизнь ему скрашивали «барские барыни» — упоминаемая Е. Поселяниным Агафья Ивановна и жолчинская уроженка Александра, родившаяся в 1801 году.

От Александры, судя по всему, произошли пощуповские иконописцы Ликины — Михаил и его сын Михаил Михайлович, чьи потомки обретаются в Рязани под другой фамилией. Родня пощуповских Ликиных — нижегородский художник Василий Андреевич Лиш, работавший в начале XX века. После Дмитрия Дмитриевича Алешня, в силу его родственных си зей, перешла к князьям Голицыным, принадлежавшим к третьей ветви рода. В начале 1907 года князья Владимир и Николай Эммануилович Голицыны продали алешинский дом местным крестьянам, бесконтрольно хозяйничавшим в имении после 1861 года.
Наряду с серьезными историками публику взялись просвешать полчища любителей, считавших историю не наукой нравственности, а поприщем для краснобайства. Такого добра, как господ Хлестаковых, в России всегда хватало!.. Эта легенда связывает царицу с рязанскими селами Алешней и Жолчиным (Жолчино -совр. Жёлчино. В материале используется старое написание названия села.), первое из которых именуется ее родиной, другое — родовым приходом Нарышкиных. По словам легенды, Наталья Кирилловна выстроила в Жолчине каменный храм, куда пожертвовала напрестольное Евангелие и собственноручно вышитые воздухи. Церковь воздвигнута якобы в знак избавления от желтухи (жолчи), прихватившей царицу во время посещения родины в 1673 году. Дескать, поэтому поселение стало именоваться Жолчиным. Возможно, отцом легенды был жолчинский помещик Дмитрий Николаевич Дубенский, староста местного Никольского храма.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *